Президент ассоциации «УАВтормет» о текущей ситуации в отрасли ломозаготовки и ее перспективах

 

Стабильность работы металлургических предприятий существенно зависит от объема заготовки металлолома специализированными компаниями и пунктами низовой приемки. При этом ограничительные меры по противодействию распространению коронавируса неизбежно отразились и на бизнесе ломозаготовительных компаний. О текущей ситуации и ожиданиях ломозаготовительной отрасли в интервью GMK Center рассказал Владимир Бублей, президент ассоциации «УАВтормет».

Работа в условиях ограничений

В каком режиме сейчас работают предприятия ломозаготовительной отрасли и пункты первичного уровня? Как карантинные меры отразились на их работе и объеме ломосбора?

– Хозяйственная деятельность, связанная с заготовкой и переработкой металлолома, – сложный и многокомпонентный производственный процесс, который невозможно остановить мгновенно. Большие и средние предприятия отрасли пока продолжают принимать ранее приобретенный и находящийся в дороге металлолом, некоторые сворачивают демонтажные работы и консервируют объекты, отгружают ранее заготовленный материал потребителям. Мелкие заготовители, в том числе и частные, работают ситуативно, в зависимости от региона и степени жесткости карантинных мероприятий.

В целом украинская ломозаготовительная отрасль сокращает производственную деятельность – это очевидный и предполагаемый результат, учитывая текущую экономическую ситуацию в стране. Сокращение сбора и первичной заготовки следует ожидать и со стороны физических лиц, от которых, впрочем, мало зависят глобальные тенденции рынка.

Карантин – не первопричина, а, скорее, один из факторов сокращения объемов ломозаготовки. Основной фактор – снижение объемов выплавки стали из-за мирового кризиса в металлургии, который начался еще задолго до пандемии коронавируса.

Какие антикризисные меры предпринимают предприятия ломозаготовительной отрасли?

– Предприятия по заготовке и переработке металлолома практически ничем не отличаются от привычных производственных или торговых компаний. Проведены необходимые инструктажи, сотрудники обеспечены средствами защиты, отменены встречи и командировки…

Как вы оцениваете влияние на отрасль антикризисных мер, которые предприняты Радой, Кабмином и Нацбанком?

– К сожалению, вместо того, чтобы разворачивать мощные инфраструктурные проекты внутри страны (на мировую экономику влияние этих органов равно нулю, а именно от нее металлургия зависит в первую очередь), выделять беспроцентные займы на открытие новых и модернизацию существующих производств, устанавливать понятные компромиссные правила поведения для малого бизнеса в условиях карантинных ограничений, выделять адресную помощь деньгами малоимущим, власть предлагает в лучшем случае отсрочить выполнение обязательств, которые и так нечем выполнять.

Необходимо запускать рынок внутреннего потребления, а не освобождать от налогов всех без исключения – и тех, кто сейчас на масках и антисептиках зарабатывает в десятки раз больше, и тех, кто свое рабочее место потерял. Поэтому – оцениваю никак.

Ситуация в отрасли

Как изменился за март спрос на металлолом со стороны металлургов? Какую динамику спроса вы прогнозируете в дальнейшем?

– В марте текущего года объемы поставок металлолома на метпредприятия составят порядка 260-270 тыс. т и, соответственно за три месяца 2019 года – около 660-680 тыс. т. Такие объемы позволят обеспечить предприятия сырьем примерно на 110-113%. При этом запасы металлолома на предприятиях достаточно высокие – 130-135 тыс. т. Поэтому в ближайшей перспективе проблем с обеспечением металлургов этим сырьем не ожидается.

Какова сейчас динамика закупочных цен со стороны метпредприятий?

– По состоянию на 30 марта 2020 года закупочные цены украинских метпредприятий на металлолом составляли примерно 4650-4680 грн/т с доставкой на предприятие. В ближайшей перспективе можно ожидать снижения закупочных цен на 300-350 грн/т. Таким образом, вскоре средние закупочные цены могут быть на уровне около 4300-4400 грн/т с доставкой.

В письме «УАВтормета» в адрес Минэкономики говорится о потребности металлургов в 2020 году в 3,2 млн т металлолома (+6,3%) и экспорте лома из Украины в 50 тыс. т (+22,2%). Насколько эти цифры валидны в текущих условиях, когда рынок в действительности скорее падает?

– Расчетный баланс заготовки и потребления металлолома на 2020 год разрабатывается и готовится ОП «Укрметаллургпром» и «УАВтормет». Цель этого документа – определить индикативные точки для понимания степени сбалансированности рынка металлолома.

Ключевыми при формировании этого баланса являются два показателя, которые предоставляют металлурги – прогноз производства стали и расчетная потребность в привозном металлоломе, необходимом для обеспечения этих объемов производства. Объемы экспорта определены исходя из реальных возможностей украинских компаний, которые производили экспортные отгрузки в 2019 году. Следует также отметить, что указанные показатели являются расчетными, и они будут корректироваться на протяжение года ежеквартально.

Реалистичный баланс заготовки и потребления металлолома в Украине на протяжении 2020 года, разработанный нашей ассоциацией, выглядит несколько иначе. Объемы производства стали в условиях мирового экономического кризиса и неблагоприятной ценовой конъюнктуры на украинских комбинатах вряд ли превысят 20,5 млн т. Соответственно, максимальная потребность в привозном ломе составит не более 2,8 млн т.

Реалистичный баланс украинского рынка металлолома в 2020 году, тыс. т

Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. (прогноз)
Производство стали на МК 23 279,0 20 848,0 20 500,0
Поставки лома на МК 3345 3011 2800
Производство стали на ЛП 322 303 250
Поставки лома на ЛП 157.1 148.8 100
Заготовка 4021.6 3360.7 2950
Экспорт 328 40.9 50
Импорт 42.6 47.7 50

Существующая экспортная пошлина не позволит существенно нарастить внешние отгрузки металлолома. Даже референтная пошлина, которая применяется для поставляемого в страны ЕС сырья, не спасет ситуацию. Во-первых – логистическая составляющая из-за разноколейности, во-вторых – европейская металлургия также переживает кризис, предложение лома значительно превышает существующий на рынке спрос, цены имеют тенденцию к снижению.

Очевидным фактом, характерным для 2020 года, является дальнейшее сокращение заготовки металлолома. По оптимистичным прогнозам, падение заготовки металлолома составит 12-15%, по пессимистичным – 30-40%.

Однако сложившуюся ситуацию можно исправить – привести закупочные цены к рентабельному для заготовителей уровню. По нашим расчетам, уровень цены для сохранения объемов заготовки металлолома должен составлять около $230-240/т (или 6670-6970 грн/т по текущему курсу).

Металлурги написали письмо в «Укрзалізницю» с просьбой рассмотреть вопрос о повышении эффективности процесса реализации металлолома и ускорить списание и разделку тысяч грузовых вагонов. В чем такая необходимость, раз нет дефицита лома?

– Железнодорожный лом является качественным и достаточно востребованным видом металлургического сырья на украинском рынке. Борьба за приобретение такого материала в основном ведется между тремя металлургическими компаниями, которые в состоянии оплатить и переработать большие объемы сырья.

Сложившуюся ситуацию следует рассматривать с двух ракурсов. Метпредприятиям интересно приобрести большие объемы качественного металлолома в тот момент, когда рыночная цена минимальна. При этом намерения металлургов понятны – обеспечить производственные потребности качественным металлоломом на 2-3 месяца вперед по оптимальной, с их точки зрения, закупочной цене.

С другой стороны, «Укрзалізниці» не очень рентабельно реализовывать металлолом в условиях падения рынка. К тому же большая часть того, что УЗ называет металлоломом, находится в неразобранном виде и не подготовленном для использования в сталеплавильных агрегатах состоянии. Металлургам же необходим именно металлолом, как он понимается в соответствии с европейскими нормами, а не полуфабрикат, который нужно будет еще доводить до качественных показателей.

Относительно дефицита предложения металлолома на украинском рынке – его нет. Есть низкая закупочная цена, которая делает реализацию заготовленного металлолома нерентабельной.